Основные этапы истории и деятельности профсоюза авиаработников Узбекистана

Профсоюзу авиаработников сегодня 76 года и 21 лет независимой и самостоятельной работы.

27 апреля 1937 года на основании решения Президиума Центрального комитета профсоюза авиаработников (протокол № 141) был образован Узбекский Территориальный Комитет авиаработников (Территориальный комитет), который состоял из следующих отделов общий отдел, бухгалтерия, отдел охраны труда, в последующем был преобразован в Республиканских комитет РК профсоюза авиаработников и в таком виде просуществовал до 21 февраля 1992 года.

Центральной задачей профсоюза авиаработников Узбекистана являлась мобилизация рабочих и служащих на борьбу за дальнейшее укрепление экономического могущества и обороной мощи государство, за новый мощный подъем всех отраслей народного хозяйства, за дальнейшее развитие гражданской авиации, гидрометеорологической службы и авиационного спорта в Узбекистане, за непрерывный подъем уровня материального обеспечения и культурного уровня авиаработников.

Профсоюз участвует в планировании и регулировании заработной платы авиаработников, развивает движение рационализаторов и изобретателей, помогает рабочим и служащим повышать их производственную квалификацию, быстро овладевать новой авиационной техникой, заключает с администрацией предприятий и подразделений коллективные договоры и соглашения по охране труда.

С началом войны все усилия профсоюза были направлены на победу над фашисткой Германией. Авиаработники добровольцами уходили на фронт, пилоты и авиатехники вливались в действующие соединения военно-воздушных сил. Комитеты первичных профсоюзных организаций находились в гуще всех дел того периода. Заботились о том, чтобы в эти трудные годы рабочим доставлялись горячие обеды, создавались сносные условия труда и быта. Принимали также участие в отправке на фронт посылок с теплой одеждой, табаком, сухофруктами, в оказании помощи беженцам, сбору средств пострадавшим от блокады и оккупации.

После Победы авиаработники , как и весь народ принимали самое активное участие в восстановлении разрушенного и переводу всей своей работы на мирные рельсы.

К большому сожалению в Госархиве материалы с 1937г. по 1947год вообще отсутствуют.

Из архивных материалов видно, что 18 июня 1948 года на заседании Президиума Узбекского Республиканского комитета профсоюза авиаработников заслушивали Вахабова Н.В. « О нарушении трудового законодательства», а 18 ноября 1949 года на заседании Президиума решался вопрос о строительстве пионерского лагеря и утверждался его проект.

Было дано разрешение на сверхурочные работы специалистам и предложено широко использовать такую форму , как проведение субботников и воскресников при его строительстве на участке, где находится здание бывшего ЖКО.

Строительство начато 22 ноября 1949 года и закончено к лету 1950 года. А уже в 1952 году председатель Уз.РК профсоюза Саблинский К.А. был премирован за успешное строительство лагеря.

Как видим, и в те далекие и трудные годы наш профсоюз уделял пристальное внимание вопросам контроля за соблюдением законодательства о труде и созданию нормальных условий для отдыха детей авиаработников.

Одной из основных форм работы профсоюзов в то время была организация соревнования на всех уровнях, от непосредственных исполнителей до коллективов предприятий, министерств и ведомств.

Коллективы Узбекского управления ГА, Узгидромета и завода № 243 ГА неоднократно отмечались первыми и другими призовыми местами во Всесоюзном соревновании и даже награждались орденами. В чем немалая заслуга и нашего профсоюза. Так 50 лет назад наша отраслевая газета писала:- « при активном участии профсоюза авиаработников широко развернулось соревнование за безаварийный налет одним экипажем в течении пятилетки одного миллиона километров. Первым из пилотов Узбекского управления ГВФ почин инициаторов поддержал А. Тайметов. Его примеру последовал экипаж командира П. Кирясова и др.».

Переломным в жизни и деятельности профсоюзов стал 1957 год, когда впервые на государственном уровне был утвержден ряд важных нормативных документов закрепляющих права профсоюзов в жизни и деятельности трудовых коллективов и прежде всего – Положение о ФЗМК, значительно усилившее права профсоюзных комитетов. После чего администрация уже не вправе была без согласования с профкомом решать вопросы увольнения, распределения жилья, фондов материального поощрения, награждения и т.п. На этом этапе огромная роль в решении стоящих задач через обучение профработников и профактива принадлежит территориальному комитету профсоюза и непосредственно ветерану профсоюзного движения в Узбекистане Шадриной Марии Андреевне, ставшей основным исполнителем по обучению профактива. Этому правилу мы неуклонно следуем и ныне используя все возможности и формы обучения – от индивидуальной работы с каждым, до курсов, семинаров, в том числе и за пределами Республики. Практика опоры на многочисленный, хорошо обученный профактив, является основой всей работы и тех успехов и достижений, которые имеет профсоюз авиаработников Узбекистана.

И здесь уместно вспомнить тех, кто стоял у истоков создания, развития становления профсоюза авиаработников. Это прежде всего председатели и секретари РК профсоюза: М.А. Михальченко, К.А. Саблинский, Е.А. Ермаков, Ф.Н. Назруллаев, М.А. Ахмедвалиев, М.И. Шадрина, З.Ю. Бикбова, М.М. Садыков, Б.М. Салимов, В.С. Мельников, С.А. Камбаров.

В начале пятидесятых и в шестидесятые годы шло бурное развитие гражданской авиации и гидрометеослужбы Узбекистана. Стала поступать в эксплуатацию новая техника – самолёты Ли-2, Ил-14, системы посадки, радиолокаторы и другие средства наземного обеспечения. А с конца пятидесятых и шестидесятых началось освоение самолетов с реактивными и турбовинтовыми двигателями, что повлекло и переоснащение наземных служб соответствующей техникой. Все это требовало подготовки и переподготовки специалистов и развития технической и социальной базы аэропортов.

Профсоюз авиаработников и его первичные организации в предприятиях принимали самое активное и непосредственное участие в мобилизации коллективов на решение стоящих задач по освоению новой техники, реконструкции и строительству аэропортов, производственных, санитарно-бытовых помещений и объектов соцкультбыта (жилье, детские сады, общежития, медицинские учреждения, детские оздоровительные лагеря и зоны отдыха). Почти всё чем сейчас располагаем в этом направлении было построено или заложено в 1960-1980 годы.

Это помогло успешно решить сложные задачи в развитии гражданской авиации и гидрометеослужбы Узбекистана и выйти республике на ведущие позиции в этих отраслях в бывшем союзе.

В таком виде, продолжая активно решать стоящие задачи профсоюз авиаработников просуществовал до 21 февраля 1992 года.

С образованием независимого Узбекистана и принятием Закона «Об общественных организациях» встал вопрос о существенном преобразовании профсоюза в самостоятельную общественную организацию. На внеочередной конференции профсоюза в феврале 1992 года было принято решение о создании самостоятельно независимого профсоюза авиаработников Узбекистана и избран его руководящий орган – Центральный Комитет (ныне Центральный Совет профсоюза), которому было поручено юридическое его оформление. В разработке Устава и других нормативных документов использовался опыт и ряда зарубежных родственных профсоюзов, что позволило внести в них положения соответствующие условиям работы при рыночных отношениях.

21 февраля 1992 года Устав был зарегистрирован в установленном законодательством порядке.

Основной задачей, определенной Уставом, является защита законных прав и интересов трудящихся объединяемых отраслей, оказание практической помощи членам профсоюза и профкомам. Для достижения этих целей необходимы прежде всего, разработка и заключение нормативных документов регулирующих установление заработной платы, социальных льгот, компенсаций и гарантий, охраны труда, и выделения необходимых средств на оздоровление трудящихся и членов их семей, развитие физической культуры и спорта, проведение культурно-массовых мероприятий, повышение квалификации и мастерства профактива и всех членов профсоюза.

В связи с этим назрела острая необходимость заключить с администрацией авиационной отрасли. Отраслевое соглашение, где были бы оговорены эти вопросы пути и методы их решения. И в первые в Узбекистане в 1991 году такое соглашение было заключено.

Однако оно не затрагивало практически регулирование заработной платы и ряд других вопросов, регулирующих материальное вознаграждение работников.

В 1992 году ЦК профсоюза после длительных и напряженных переговоров, с руководством уже Национальной авиакомпании «Ўзбекистон ҳаво йуллари» создали совместную комиссию и приступили к разработке проекта Отраслевого тарифного соглашения, которое и было заключено на 1993 год. Также впервые в Узбекистане. В дальнейшем оно ежегодно дополнялось, изменялось и в своей основе действует и по настоящее время являясь основным отраслевым, локальным нормативным документом регулирующим социально-экономические и правовые взаимоотношения ЦС профсоюза и дирекции НАК «Ўзбекистон ҳаво йуллари». На его основе профкомы структурных подразделений Национальной авиакомпании заключают в обязательном порядке коллективные договора с руководителем предприятия. Центральный Совет профсоюза авиаработников Узбекистана отмечает, что в целом профкомами первичных профсоюзных организации проводится целенаправленная работа по защите трудовых и социально-экономических прав членов нашего профсоюза. Эти вопросы ежеквартально обсуждаются с принятием соответствующих решений на заседаниях Президиума Центрального Совета профсоюза и профкомов ряда первичных организации. Такая практика применяется нами 1995 года и дает положительные результаты. Кроме того два раза в год подводятся итоги выполнения ОТС с рассмотрением результатов на заседаниях Президиума ЦС профсоюза. То же самое проводится в коллективах. Проводимая работа ЦС профсоюза, профкомами по социальному партнерству оказывает положительное влияние защите трудовых и социально-экономических прав авиаработников и способствует значительному росту их заработной платы и других денежных выплат и не только работающим членам профсоюза, но и пенсионерам.

Print Friendly, PDF & Email